Мозговой штурм для миллионов
В Москве минувшим летом прошла новая сессия проекта «Город идей», посвященная стандартам культурного досуга. Жители столицы предлагали и обсуждали идеи, связанные с парковым и библиотечным делом, театрами и выставками. Сейчас подведены итоги экспертного обсуждения сделанных предложений — 110 лучших идей будут воплощаться в Москве. Среди них — дальнейшее улучшение электронных читательских билетов и обустройство собачьих площадок, а также появление единой городской афиши культурных мероприятий.
Электронная платформа «Город идей», построенная по принципу краудсорсинга, работает в Москве уже десятилетие — первые сессии прошли в 2014 году. За это время более полумиллиона москвичей приняли участие в ее работе: вносили, обсуждали и оценивали предложения, связанные с жизнью в столице.
«Благодаря идеям и предложениям москвичей в парках появляются новые экотропы, — приводит примеры мэр Москвы Сергей Собянин. — Спортивные площадки оборудуют востребованными тренажерами, а в шаговой доступности от жилых домов организуют площадки для выгула четвероногих друзей. Горожане предлагали и выбирали идеи по развитию электронных сервисов, культуры, предпринимательства, здравоохранения, образования, транспорта и другим темам».
Один из результатов недавних обсуждений «Города идей» может сейчас увидеть любой, кто ездит по Московским центральным диаметрам (МЦД): на оживленных станциях в вестибюлях разместились кофейни и мини-маркеты. Помимо того, что торопящиеся утром на работу пассажиры получили возможность получить свой утренний стаканчик кофе — милый и для многих обязательный утренний ритуал, — станции обрели новый, очень уютный и домашний запах. И это лишь одна из огромного множества внедренных при помощи этого механизма идей: помимо этого можно вспомнить новые маршруты автобусов, ФОКи и дворцы спорта, скейт-парки и другие объекты, построенные по предложению горожан.
Медиаплатформа «Город обсуждает стандарты культурного досуга» проводилась с 10 июля по 22 августа этого года и была расширенным вариантом сессии «Города идей»: как обычные москвичи, так и эксперты встречались на площадках, участвовали в тематических проектах — словом, вступили в живой диалог о ближайшем будущем столичной культурной отрасли.
Итак, возраст участников дискуссий — от 14 до 87 лет (наиболее активными, как это часто бывает, стали горожане старше 35, а самый инициативный округ столицы — Северо-Восток). Число идей — свыше 3000 в номинациях «Музейная и выставочная деятельность», «Спектакли и концерты», «Киноискусство», «Парки», «Цифровые технологии в культуре», «Библиотечные сервисы» и «Творческое развитие».
Внесенные на рассмотрение предложения дальше в рамках «Города идей» проходят два основных этапа эволюции: вначале публичное обсуждение, когда критерием отбора становится поддержка других пользователей платформы. А затем и экспертный отбор, когда из самых популярных идей профессионалы отмечают наиболее удачные и реализуемые. Через это двухступенчатое «сито» прошло 110 предложений, которые и будут реализованы в Москве в ближайшем будущем.
Скажем, уже достаточно скоро в столице появится семейный читательский билет — зарегистрированные как члены одной семьи на столичных «Госуслугах» москвичи получат возможность пользоваться своими читательскими билетами как единым целым. Те, кто часто берет книги для детей в детских библиотеках, безусловно, оценят инициативу: папа и мама смогут брать книги, не задумываясь, на какой из билетов они были взяты в прошлый раз.
Предложений по дальнейшей цифровой интеграции — благо Москва в числе безусловных мировых лидеров по цифровизации городского пространства — много, и некоторые уже приняты к реализации. Так, будет разработан специальный городской чат-бот с индивидуальными предложениями мероприятий на основе предпочтений пользователя. А еще в столице наконец появится единый городской портал-афиша мероприятий в парках, театрах и кино. Сделают и общий абонемент для посещения учреждений культуры — это предложение также получило одобрение пользователей и поддержку экспертов. Кроме того, на базе театров и музеев предложено развивать организацию квестов — этот вид досуга приобретает все большую популярность.
«Программа лояльности появится и для театров, — резюмировал Сергей Собянин. — А еще в культурных центрах станут проводить своп-мероприятия для обмена ненужными вещами: пластинками, книгами и другим. Культурная повестка города — тема не только интересная, но и масштабная, и именно поэтому так важно участие жителей в ее формировании и развитии».
Если выделить главный смысл идей, касающихся культуры и сформулированных москвичами этим летом, — речь идет об интенсификации использования той богатой сети культурных организаций, которая была унаследована, поддерживается и развивается городом. И это естественное, хозяйское стремление использовать возможности современного города оптимальным образом показывает, что Москва действительно принадлежит ее жителям.
Источник: www.mk.ru