Выставка достижений чистого искусства
Московское лето продолжается, а с ним и многообразие мероприятий под открытым небом. Так, 4 августа на ВДНХ завершился VII Международный фестиваль искусств «Вдохновение», который стартовал 27 июля. На 11 площадках крупнейшего выставочного комплекса страны выступили артисты из десяти стран, от Бразилии до ЮАР, а гостями праздника стали около 50 тысяч человек.
Россия, Аргентина, Армения, Бразилия, Греция, Иран, Испания, Франция, Чили, ЮАР. Более 70 спектаклей, перформансов и показов. Две основные темы — «Новые лица» и 85-летие ВДНХ. Это седьмой по счету арт-фестиваль с таким брендом, проведенный в столице. Те, кто не выбрался на Выставку в эти девять дней, могут кусать локти — меньше получается тем для обсуждения с друзьями. Впрочем, кто-то, может быть, не попал сюда от пресыщенности, потому что впервые, наверное, летняя программа в городе превышает возможности любого человека. Не разорваться.
…А кажется, совсем недавно в такие же летние дни на сценах и эстрадах Выставки таким же фестивалем искусств отмечали 79-летие ВДНХ. И огромные пространства экспозиционного городка остались вроде бы теми же. Но сколько за это время изменилось: павильоны по большей части отреставрированы, лоск вновь стал привычным. И график мероприятий на ВДНХ такой, что можно проводить там каждый день — обязательно найдешь что-нибудь интересное. Тем более что все события бесплатны, лишь для некоторых нужна предварительная регистрация.
Особенно вечером; это пока непривычно, но именно после 20.00 на Выставке начинается самая насыщенная программа. На небе темнеет, а люди — на дворе вечер 1 августа — собираются на один из гвоздей программы: Ночь одноактных балетов. На сцене Зеленого театра дают балет «Русский рэгтайм» и несколько коротких постановок «лаборатории KED» Егора Дружинина — он возглавляет танцевальное направление фестиваля.
— В первый раз я на этом фестивале курирую танцевальное направление, — рассказывает Дружинин. — В нашей лаборатории здесь три резидента: Николай Багдасарян, Виталий Савченко и Сергей STK, известных по проектам «Танцы на ТНТ» и «Новые танцы». Помимо того, что они прекрасные танцовщики, в чем многие имели случай убедиться, они еще и очень хорошие педагоги, хореографы.
Оказалось, что малые постановки Ночи одноактных балетов подготовлены в том числе с участием гостей фестиваля, записавшихся в лабораторию на мастер-классы и постановочные занятия. Это тоже было абсолютно бесплатно и дало многим «лаборантам» первый опыт серьезной работы на сцене.
Конечно, некоторый отбор на входе все-таки присутствовал, иначе не добиться хорошего результата. Но открытость была именно принципом лаборатории, подчеркнул Дружинин. «В рамках фестиваля у нас нет задачи, чтобы кто-то победил, — рассказал постановщик. — Побеждают «лаборанты», у которых появилась возможность «прокачаться», поучаствовать в постановочной работе. И публика эти работы увидела».
И ничего, добавим, что прямо в начале вечера над ВДНХ пошел небольшой, но противный дождь. Организаторы раздали зрителям дождевики, и сам Зеленый театр стал по этому случаю напоминать ассамблею из тысячи гномов в одинаковых капюшонах. Не ушел почти никто — на балет собрались настоящие ценители.
Точно так же, как именно настоящие ценители собрались 27 июля на концерт одной из наших лучших пианисток Екатерины Мечетиной в ДК ВДНХ. А несколькими днями позже — на чеховскую «Чайку» в постановке аргентинского театра Apacheta Sala Estudio. Постановщик Гильермо Какаче привез в Москву классический режиссерский театр — концептуальный, но при этом элегантный и сдержанный.
Квадратный стол на сцене, вокруг которого сидят зрители. «Синтетические» персонажи, то есть перемешанные реплики и роли, свободно перебрасываемые между актерами. Спектакль вышел именно что на ценителей — которых и здесь набрался полный Зеленый театр.
Все ли московские зрители столь искушены? Нет, да это и не нужно; большинство из нас искренне любят простые радости и душевные песни. За этим шли вечером 3 августа в павильон «Рабочий и колхозница», что рядом с ВДНХ, в подножии знаменитой мухинской скульптуры. Моноспектакль «Хорошие песни» Александры Урсуляк шел почти полтора часа — актриса собрала 15 знаковых для нее песен о любви из детства и юности и рассказала истории о них. Но собравшимся было мало — и то сказать, на хорошем празднике первые полтора часа предназначены лишь «для разогрева».
В Москве вообще найдется аудитория даже для самых необычных форматов и видов искусства. Например, чилийский народный театр марионеток: даже для насмотренных фанатов это редкий «деликатес», который можно больше и не увидеть, если не собираешься ехать в буквальном смысле «за три моря». Спектакль «Антуко» театра Silencio Blanco шел два дня — 27 и 28 июля. И показал желающим, что кукольными средствами можно выразить и трагедию — посвящен он был трагедии 2005 года на склоне вулкана Антуко: армейское подразделение попало в непогоду. Представляете себе российский кукольный спектакль о группе Дятлова? А чилийцы такое сделали!
Ну а прощался фестиваль (не навсегда, конечно, а до следующего года) мюзиклом «Обыкновенное чудо» в постановке питерского ТЮЗа. Тут уж зрелище истинно народное — кто не смотрел знаменитый фильм Марка Захарова (да и Шварца многие читали)?! Так что рефрен «Ах, как это было — очень хорошо» подпевал весь Зеленый театр. И ведь не поспоришь — хорошо. Уютно. Интересно и при этом комфортно. Ждем следующего года!
Источник: www.mk.ru